Сегодня мы поговорим на такую насущную тему, как способ подачи информации на
сайте. С этим у нашего брата всегда были некоторые проблемы. Начнем же, как
водится, издалека, но зато и далеко зайдем.
Как у них ?
Англоязычный Интернет огромен. Человеку, продвигающему какое-то предложение,
приходится очень нелегко - таких, как он, тысячи, и затеряться в этой толпе
немудрено. Всевозможные ухищрения с МЕТА-тегами, оптимизацией контента и тому
подобные шаманские действия результата могут и не возыметь, ибо это во многом
искусственный подход. SE эволюционируют по пути корректной индексации нормально
структурированного текста, такого, что сейчас перед Вами, и в скором времени
будут обращать все меньше внимания на попытки их "приручить". Лучшая иллюстрация
- Гугл.
Понимая это, самые умные торговцы буржуинства давно перешли от продвижения
конкретного товара (скажем, близкой и понятной нам электронной книжки) к рекламе
бренда. Поскольку у физического лица таким брендом может быть только его
собственное имя, то именно его они фактически и продвигают. И добиваются
большего успеха, нежели от рекламы собственно продукта.
Тут надобно сказать, что у западного человека такой подход не вызывает
внутреннего дискомфорта, как у нас. Остановите на улице любого американца, и
спросите его: "ты кто?". Он с гордостью ответит (допустим): "Я Джон Смит". А вот
россиянин либо не поймет вопроса, либо начнет мямлить: "ну... человек...". Тут
есть небольшая разница в культурах, наш соотечественник пока не воспринимает
себя как самоценную и самодостаточную личность. На Западе это не так.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что сайты наиболее успешных западных
торговцев ничуть не напоминают ресурсы солидных контор, со строго выверенным
контентом. Отнюдь - они по форме подачи материала ближе к классической личной
страничке, с обязательной фотографией автора. В тексте чувствуется проявление
индивидуальности, присутствуют какие-то специфические обороты речи. И все это
оправдано - посетитель ресурса подразумевает наличие с той стороны экрана такой
же личности, как и он сам. Ему в пределах странички комфортно, он легче идет на
контакт. А это главное.
Как правило, умный человек прикладывает все усилия, чтобы закрепить созданное им
первое впечатление. Например, предложит бесплатный усеченный вариант своей
книги, дабы потенциальный клиент смог убедиться в высоком качестве основного
продукта. Приведет отзывы благодарных читателей книжки (с указанием их реальных
координат - тут не может быть никакого лукавства). Предложит подписку на
бесплатный курс, какой-нибудь действительно нужный и полезный бонус, участие в
своей партнерской программе, наконец. А в итоге совершит продажу, причем к
обоюдному удовольствию. И во многом (это важно) благодаря именно личному
подходу, общению со своими посетителями на равных, а не с позиций некоего
"гуру", сомневающегося в умственных способностях серфера (к данному моменту мы
еще вернемся).
Как это воспроизвелось у нас ?
Понимая необходимость личностного подхода в манимейкинге, превращения своего
имени в бренд, пришло и в Рунет. Но, как водится, не у всех это случилось
осознанно - многие просто бездумно скопировали чужое поведение, не задумываясь о
его причинах. Не о них сейчас речь - эти люди нам неинтересны. Давайте изучать
тех, кто понимает, что творит.
Наверно, самым ярким представителем таковых является Виктор Орлов. Вы слышали
это имя, оно уже стало брендом. А почему?
Сей товарищ с самого начала сделал ставку на свою яркую индивидуальность,
проявляющуюся в первую очередь в манере подачи материала как на сайте, так и в
книжках. Все очень броско, утрировано, я бы даже сказал, вызывающе. Харизма так
и прет (другого слова подобрать не могу), буквально из каждой фразы.
Безусловно, господин Орлов добился своей цели - его заметили. Правда, некоторая
сопутствующая клоунада отвратила людей серьезных. Но будем считать, что все эти
"Маэстро Психотехнологий" и самовосхваления являются издержками достаточно
сложного процесса формирования имиджа. Цель-то достигнута - когда Вам
потребуется попасть на сайт г-на Орлова, Вы наберете его имя в "Гугле", и
стопроцентно окажетесь там, где надо. Помнить доменное имя этого сайта уже не
обязательно, а вот имя его владельца ну никак не забудете.
А вот дальше начинается интересное.
Не понимая и не видя ситуации в целом, отдельные наши манимейкеры начали
копировать стиль и форму подачи материалов у того же "маэстро психотехнологий".
Процесс оказался заразным, коснулся многих, но, как водится, при тиражировании
мет0ды был нарушен (да что там, утерян напрочь) хрупкий баланс между тем, что
дозволено по отношению к пользователю, и тем, что тот способен над собой
стерпеть. В этом месте надо объясниться.
Если Вы посетите исходный буржуйский сайт, то найдете там внятный,
вразумительный текст, хоть и содержащий элементы НЛП, хоть и играющий на струнах
человеческих слабостей и пороков, но все-таки делающий э то тактично, не выходя
за рамки нормальных человеческих отношений. Посетителя хоть и озадачивают
неожиданными и завораживающими внимание заголовками, побуждающими к немедленному
действию, но таки не держат его за дурака. Посмотрим, как обстоят дела у нас.
Самое смешное, что позитивного контента как такового зачастую просто нет. О
заголовках говорить не приходится - при отсутствии вразумительного текста само
понятие заголовка теряет всякий смысл. Это уже не что иное, как лозунги: "Купи
сейчас, пока твои локти еще не искусаны от досады! Не будь дебилом - выгода
уплывает прямо из твоих рук!! На том конце клика - твое несметное
богатство!!!"... и т.д- такие лозунги можно генерировать часами...
О том, что только полный дебил и сможет дочитать подобный бред хотя бы до
половины (а на таких страничках окно браузера обычно выпадает до пола), я
тактично умолчу. Но вот еще над чем задумайтесь: а кто бы мог это написать? Или
это и есть квинтэссенция искусства рекламных технологий, порожденная крупными
специалистами? Сильно сомневаюсь. И вот почему.
Вспоминаются мне по этому поводу советские времена. Двадцать какой-то съезд
КПСС. Трансляция по ТВ, по всем каналам сразу (по радио - та же петрушка). На
трибуне - заслуженная доярка. И с трибуны льется ее речь, обращенная лично к
Генеральному Секретарю, то бишь Леониду Ильичу, в которой высказывается
благодарность судьбе за то, что она, доярка, живет во времена мудрого
руководства выдающегося политического деятеля мирового масштаба, пламенного
борца за мир, и т.д, и т.п. - и так минут на двадцать. А в завершение - крупным
планом щекастое лицо деятеля во весь экран - довольного, как слон... Я плакаль.
Сначала плевался, потом плакаль...
Честно говоря, такие ассоциации вполне логичны и закономерны: посмотрите
внимательно на сайты, сваянные "по Орлову". На отзывы, якобы оставленные
благодарными посетителями (да пусть и ими) - "маэстро психотехнологий" тут
отдыхает. "Твой продукт гениален... Твоя книга сделала меня счастливой...
Лучшего продукта просто не существует!"... Апофеоз бестактности, образец
вульгарности и плохого вкуса. Моветон. Или меня снова будут уверять, что это
опять высокие проявления рекламного искусства? Что гуру так велел, а на него
молиться надо? Что главное - впарить человеку свой продукт, а средства
оправдываются целью? Ну-ну.
Все-таки отчего-то мне такой подход претит - этак далеко можно зайти. Наверное,
все-таки не стоит держать посетителя за придурка, и самому выступать в таком же
точно качестве. Больно видеть, когда дурной тон приобретает очертания стандарта.
Может быть, эта ни на что не претендующая попытка пусть слегка, пусть
поверхностно, но таки осмыслить тенденцию, заставит и Вас задуматься над тем
же...
Примечание: Данный текст должен восприниматься целиком, ибо он не обладает
аддитивностью - отдельные его части не самостоятельны и вне связи друг с другом
искажают общий смысл статьи (любителям брать куски и не к месту их цитировать).
___________________________
Вадим Ласто - INTERNET-предприниматель и программист, автор
большого количества публикаций по вопросам инструментов онлайнового манимейкинга,
разработчик многих известных коммерческих скриптов.